ПЯТАЧОК - форум южноукраинских флудеров

Пятачок

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пятачок » Новости атомной энергетики » Российское топливо для украинских АЭС: все об ОАО «ТВЭЛ»


Российское топливо для украинских АЭС: все об ОАО «ТВЭЛ»

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Контракт на поставки топлива для украинских АЭС  согласован

Украина и Россия полностью согласовали и подготовили к подписанию долгосрочный контракт на поставки топлива для украинских АЭС после 2010 года.
Об этом говорится в отчете ОАО «ТВЭЛ» по итогам коммерческой деятельности в 2009 году, где отмечены ключевые результаты работы на внешних рынках.
Документ предусматривает обеспечение российскими топливными сборками (ТВС), минимум, 12 энергоблоков в течение 10 лет.
Также разработано обоснование целей инвестирования в проект типового регионального завода по фабрикации топлива за рубежом.
ОАО «ТВЭЛ» сообщает, что намерен участвовать в конкурсной процедуре в Украине по выбору партнера для строительства завода.
Кроме того, говорится в документе, успешно осуществляется реализация лицензионного договора на передачу Украине технологии производства комплектующих ТВС из нержавеющей стали. Изготовление первой квалификационной партии изделий запланировано на 2010 год.
Напомним, 24 ноября с. г. министр топлива и энергетики Украины Юрий ПРОДАН сообщил, что долгосрочный контракт между НАЭК «Энергоатом» и ОАО «ТВЭЛ» на поставку свежего ядерного топлива для украинских АЭС после 2010 года будет подписан в первом квартале следующего года.
На данный момент монопольным поставщиком ядерного топлива на украинские АЭС является российская корпорация «ТВЭЛ».
В марте 2008 года НАЭК «Энергоатом» и американская компания Westinghouse подписали контракт на поставки ядерного топлива с 2011 года. Контракт предусматривает поставки ядерного топлива производства американской компании для реакторов ВВЭР-1000 украинских АЭС на протяжении 2011-2015 годов для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков.

УНИАН, 21.12.09

Отредактировано Xena (22-12-2009 20:42)

0

2

Долгосрочный контракт - к 1 апреля

Министр топлива и энергетики Юрий Продан в интервью порталу «Политика и деньги» рассказал, что подписать долгосрочный контракт на поставки СЯТ планируется ориентировочно до конца марта следующего года.

Поясните с чем связано промедление в подписании соглашения?

Ю.П.: Действительно, подписание долгосрочного контракта на поставку ядерного топлива для АЭС Украины после 2010 года российским ОАО «ТВЭЛ» ожидалось в середине 2009 года. В течение всего года проходило согласование базовых положений – объемов поставок, механизма ценообразования, ответственности сторон и другие положения. Это коммерческие переговоры и стороны отрабатывают соответствующий согласованный текст этого документа и условия контакта, который бы равноправно базировался на балансе интересов двух хозяйствующих субъектов. Переговоры продолжаются. Идет согласование позиций. Сейчас могу констатировать, что подписание долгосрочного контракта ожидается до конца первого квартала 2010 года. При этом следует отметить, несомненно, хорошие отношения между нашими атомниками.

Какие надежды возлагает Украина на сотрудничество с Westinghouse и с какими еще международными компаниями она могла бы работать в сфере ядерной энергетики?

Ю.П.: Касательно сотрудничества с американской компанией «Вестингхаус», могу сказать, что в данное время в рамках Проекта квалификации ядерного топлива для Украины заканчивается исследовательская эксплуатация на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС первых 6 тепловыделяющих сборок производства этой компании. В январе-феврале 2010 года планируется загрузка еще 42 ТВС, которые в середине 2009 доставили в Украину.

Кроме того, также наверняка знаете, что в 2008 году НАЭК «Энергоатом» подписал контракт с компанией «Вестингхаус», которым предусмотрена поставка в течение 2011-2015 годов ядерного топлива производства этой компании для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки не меньше трех энергоблоков ВВЭР-1000 АЭС Украины. В случае успешного завершения экспериментальной эксплуатации американского топлива, оно должно быть лицензировано государственным регулятором в этой сфере. На сегодня могу сказать, что претензий у наших атомщиков по поводу использования американского топлива нет.

Компания «Вестингхаус», как и «ТВЭЛ», рассматривается в качестве потенциального поставщика технологий для создания в Украине завода по производству ядерного топлива. Соответствующий конкурс будет проведен в максимально прозрачных и не дискриминационных условиях. Такое требование выдвинуло, как правительство, так и Президент в решении Совета Национальной безопасности и Обороны Украины. Скажу Вам откровенно, что и сами потенциальные участники конкурса хотят чтобы условия конкурса были максимально прозрачными, для того, чтобы его результаты не вызывали в дальнейшем никаких сомнений.

Насколько реально достичь заявленных в программе «Ядерное топливо» целей – наладить за четыре года фабрикацию собственного топлива и производство циркония, увеличить в несколько раз добычу урана?

Ю.П.: Я считаю, что в Государственной целевой экономической программе «Ядерное топливо»   абсолютно реалистичные задания. В программе обозначены конкретные мероприятия и способы выполнения поставленных задач. В частности, речь идет об увеличении производства концентрата природного урана до 1880 тонн в год и создании полного цикла циркониевого производства с выпуском циркониевого проката в объеме 170 тонн в год. Кроме того, программа предусматривает, что в Украине будет создано производство комплектующих изделий для тепловыделяющих сборок мощностью 620 комплектов в год.

Какие перспективы откроются перед украинской ядерной энергетикой при реализации этих целей?

Ю.П.: Реализация программы в перспективе позволит значительно укрепить энергетическую независимость государства, самодостаточность ядерно-энергетического комплекса в вопросах обеспечения топливом и даст возможность выхода на международные рынки с составляющими и комплектующими ядерного топлива. Несомненно, перспективы будут огромны.

Россия поставила перед собой цель завоевать 25-30% мирового ядерного рынка, а какую нишу на нем могла бы занять Украина и при каких условиях?

Ю.П.: Что касается места Украины на мировом ядерном рынке, то это вопрос преждевременный, поскольку на сегодня речь идет исключительно о полном обеспечении собственных потребностей в ядерном топливе и недопущении монополизации в этой сфере.

Обеспечить свои потребности Украина пытается уже давно. Эксперты отмечают, что власти неоднократно ставили перед собой глобальные цели и также неоднократно с ними не справлялись. Разговоры о том, чтобы увеличить добычу урана идут не первый год. Украина только на треть покрывает потребности в этом сырье, и это при том, что своих запасов ей легко бы хватило на столетие. Об этом четко написано в Энергетической стратегии, и все понимают, насколько это важно в государственных интересах. Тем не менее, количество добываемого урана от этого пока что не растет.

О необходимости построить завод, дабы не возить в Россию сырье, а потом обратно уже топливо, речь идет с конца 90-х. Но воз, как говорится, и ныне там.

В НАЭК «Энергоатом»  отметили, что цели, изложенные в программе «Ядерное топливо», далеки от фантастики: «…показатели были обоснованы во время разработки концепции этой программы и одобрены по всем установленным процедурам, а, значит, являются реально достижимыми».

Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра им. Разумкова тем временем сомневается в том, что властям удастся в срок реализовать свои планы. «Сейчас, как известно, экономический кризис. Поскольку он очень сильно затронул такие страны, как Украина, то говорить о скором и бурном развитии этой программы было бы нечестно. Я бы перенес активную фазу развития этой программы на 2-3 года», - отметил он.

Не уверена в скором успехе и ведущий научный сотрудник Института проблем национальной безопасности Ольга Кошарная, которая отмечает, что в целом вопросы развития ядерной энергетики в Украине решаются очень медленно, а кризис только создал дополнительные проблемы. По ее мнению, чтобы эффективно реализовывать политику в этой сфере, необходимо иметь не департамент по управлению отрасли в составе Минтопэнерго, а отдельный государственный комитет, который бы основательно занимался только этими вопросами. Кроме того, не помешало бы пересмотреть тарифную политику, которая в финансовом плане тормозит развитие ядерной энергетики.

«Тариф на электроэнергию, производимую атомными станциями втрое меньше, чем у тепловых станций. При этом это высокотехнологическое производство. Всю жизнь атомная энергетика Украины дотировала всю остальную энергетику, фактически кредитовала за счет своих ресурсов. Но они не бесконечны. Есть ряд проблем, которые требуют срочного решения. У нас до сих пор нет денег в фонде по снятию АЭС с эксплуатации. Фонд обращения с радиоактивными отходами стал наполняться только в этом году, хотя эти фонды планировалось создать еще в 1995-м году после принятия закона об использовании ядерной энергии. В тарифах также нет инвестиционной составляющей на строительство новых блоков», - говорит Ольга Кошарная.

Помимо многочисленных внутренних проблем Украина до сих пор не решила и стратегический вопрос по диверсификации поставок ядерного топлива. Монопольным поставщиком на сегодня для нашего рынка остается российская компания «ТВЭЛ», что создает определенные риски для стабильности отрасли. Эксперты вспоминают как в 2004-м году перед третьим туром президентских выборов руководство компании «ТВЭЛ» грозилось прекратить поставки топлива на украинские АЭС. В результате Украина могла б остаться без электричества, учитывая то, сколько киловатт-час производится на атомных станциях.

В целом, в любой отрасли зависимость от одного партнера является негативным моментом, которого, как правило, стараются избежать.

Как отметили  в НАЭК Энергоатом «в долгосрочной перспективе развития энергетики, привязка к одному поставщику на межгосударственном уровне не всегда может рассматриваться как явно оптимальный сценарий. Поэтому государство, и это естественно, стремится обезопасить себя не только от корпоративных, техногенных, природных, но и политических рисков».

Польша в свое время, например, отказалась от строительства АЭС по одной из таких причин, что использовать она могла на тот момент только российские технологии. Прошли десятилетия, и страна сейчас возвращается к этому вопросу, понимая важность развития атомной промышленности для энергетической безопасности.

Украина находится в другой ситуации. Во-первых, есть выбор, а во-вторых – мы не можем долго ждать, учитывая то, какими темпами развивается отрасль в мире. 

С 2000 года в Украине стартовал совместный украинско-американский проект по внедрению альтернативного ядерного топлива компании «Westinghouse», которое может быть совмещено с российским.

Представители «Росатома» и «ТВЭЛ» неоднократно отмечали, что украинское руководство проводит диверсификацию дорогой ценой, да еще и работает с компанией, от топлива которой уже отказалась Чехия.

Эксперты подчеркивают, что подобные заявления не более, чем анти-пиар в отношении конкурента. Ольга Кошарная напоминает, что когда Украина в 2003-м году начала использовать усовершенствованное российское топливо ТВСА, которым «ТВЭЛ» очень гордится, то были выявлены ряд недопустимых технологических вещей. «Были обнаружены посторонние предметы в тепловыделяющих сборках, и только совместными усилиями проблему удалось устранить». А от топлива россиян ТВС-М Украине пришлось вообще отказаться. «Любая компания, которая модернизирует свое топливо, сталкивается с этими проблемами», - резюмирует эксперт.

К тому же «Westinghouse» учла свои ошибки. Касательно цены топлива компании, украинские специалисты также не видят проблемы в этом вопросе. «Теоретически американское топливо должно быть несколько дороже. Но, к сожалению, нет более детальных данных по цене товара ни российской, ни американской компаний. В целом, в общих затратах на производство электроэнергии топливо составляет всего лишь около 10%», - обращает внимание Владимир Сапрыкин. По его словам, вопрос цены не является критическим в выборе партнера. Решающую роль он играл бы только в том случае, если бы доля топлива в общих затратах превышала 50%.

«Я бы не говорил так, кто из них лучше, кто хуже. Они примерно одинаковы», - отметил эксперт в отношении «ТВЭЛ» и «Westinghouse».

Диверсификация поставок топлива Украиной на сегодня совершенно не в интересах российской «ТВЭЛ», которая строит весьма амбициозные планы развития атомной промышленности. Как отметил порталу «Политика и деньги» аналитик российской ИФК «Метрополь» Сергей Бейден: «Украина, безусловно, представляет собой важный рынок сбыта для российской атомной отрасли, обладая 13 реакторами ВВЭР-1000 и двумя ВВЭР-440. Поставки ядерного топлива на рынок Украины обеспечивают существенную долю выручки ТВЭЛ (около 34% в 2008)».

В тоже время, он напомнил, что Россия обеспечивает около 8% мировой добычи урана, занимает 40% на рынке услуг по обогащению урана, 17% мирового рынка ядерного топлива, 16% рынка по строительству атомных станций. «Учитывая тот факт, что рынки Китая, Бразилии, Индии, связанные с атомными технологиями, будут расти опережающими темпами по сравнению с рынками Европы и Америки, и, с точки зрения увеличения доли на мировом рынке до 25%, эти страны могут рассматриваться Россией как наиболее перспективные», - заявляет Сергей Бейден.

Тем не менее, 34% выручки – большая доля, терять которую россияне не хотят и не могут, ведь для того, чтобы развиваться дальше, необходимы средства. Тем более, что, как отмечают эксперты, российские компании при заходе на другие рынки часто демпингуют, а такая стратегия немалого стоит.

Согласно уже упомянутому плану «Росатома», критическим годом для российских атомщиков в отношениях с Украиной будет 2015-тый, когда наша сторона после эксплуатации топлива «Westinghouse» займется, очевидно, углублением сотрудничества с этой компанией и процесс диверсификации станет тогда необратим. Для Украины это будет означать укрепление энергетической безопасности и стабильности поставок ядерного топлива, а также рост отрасли.

Для «ТВЭЛ» - это потеря дополнительных возможностей развития и угроза некоторого сокращения в перспективе объемов выручки. А «Westinghouse» получит плацдарм для экспансии на украинский рынок. Кроме того, успешное сотрудничество с Украиной послужит еще и репутации компании.

Однако Украине не стоит ограничиваться сотрудничеством только с двумя партнерами. Ведь в перспективе страна могла бы продавать уран и цирконий на международном рынке, который постоянно испытывает дефицит в этих ресурсах.

Ольга Кошарная отмечает, что для развития необходимо кооперироваться с другими странами и принимать участие в различных совместных проектах. В пример Украине эксперт ставит Казахстан, который смог диверсифицировать партнеров и теперь сотрудничает и с китайскими, и с японскими, канадскими и французскими компаниями, а не только с Россией. Кроме того, он выкупил 10% акций компании «Westinghouse». «Казахстан имеет только уран, но он все так организовал, что планирует теперь изготавливать тепловыделяющие сборки для западных реакторов и торговать ими», - акцентирует Ольга Кошарная.

Повышенное внимание к развитию мирных атомных технологий сейчас наблюдается во всем мире. Даже те страны, у которых нет собственных реакторов, серьезно задумались над тем, чтобы их соорудить и построить собственные атомные электростанции. И это неудивительно. Использование высоких технологий, к коим относится ядерная энергетика, позволяет избежать выброса парниковых газов, количество которых развитые страны стремятся кардинально уменьшить. Кроме того, она намного эффективнее, традиционных технологий.

В Украине половина всей производимой электроэнергии приходится именно на АЭС. Во Франции эта доля составляет более 75%, в Бельгии – около 45%, Швейцарии – 37%, Японии – 30%, США – 19 %, а в России – 17%. Авария на Чернобыльской АЭС, которая заставила многие страны приостановить развитие ядерных программ в конце 80-х – начале 90-х гг., осталась в прошлом. Да и уровень безопасности отрасли постоянно повышается.

Кроме того, традиционные энергоресурсы дорожают – вспомнить, хотя бы, сколько стоила нефть до кризиса. А ведь с активизацией экономического роста и энергопотребления черное золото снова начнет дорожать быстрыми темпами. По прогнозам МАГАТЭ, к 2030 году количество стран, имеющих свои реакторы, возрастет на несколько десятков, а мощность ядерной энергетики в мире практически удвоится. Даже те страны, которые раньше планировали свернуть атомную промышленность, теперь кардинально изменили свое мнение. В частности, речь идет о Германии, эксплуатирующей на сегодня 17 АЭС. Еще несколько лет назад правительство хотело до 2021 года закрыть все станции, но на сегодня решено продлить их работу и построить новые АЭС.

Наиболее амбициозные планы в этом направлении у Индии и Китая, чьи экономики бурно развиваются, задавая тон на мировом энергетическом рынке. К 2020-22 годам обе страны намерены минимум в пять раз увеличить свои ядерные генерирующие мощности.

Не стоят на месте и бывшие республики СССР. Белоруссия в этом году решила строить свою первую АЭС, первый энергоблок которой планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году, а через два года – второй. Это позволит стране весьма ощутимо экономить на закупках газа и снизить затраты на производство электроэнергии.

Когда-то государства особо рьяно соревновались за освоение космоса, а теперь, как видно, с аналогичным энтузиазмом принялись за ядерную энергетику.

Украине с ее солидным атомным наследием сам Бог велел, как говорится, развивать эту сферу.  Но для того, чтобы реализовать свой потенциал ей не хватает практически всегда одного и того же – слаженности в верхах, политической воли и активного отстаивания своей позиции на международных рынках.

Комментарии, не менее интересные, чем статья здесь
Atomnews

0


Вы здесь » Пятачок » Новости атомной энергетики » Российское топливо для украинских АЭС: все об ОАО «ТВЭЛ»